Представительские расходы
Представительскими считаются расходы
фирмы по приему и обслуживанию представителей других организаций, участвующих в
переговорах для установления и поддержания сотрудничества, а также участников,
прибывших на заседания совета (правления) организации.
Полный перечень представительских
расходов, которые могут быть учтены при налогообложении прибыли, приведен в статье 264 НК РФ.
Обратите внимание: затраты на организацию
развлечений и отдыха, оплату виз, а также на оплату проживания участников
переговоров представительскими расходами для целей налогообложения не являются.
Для контроля за затратами по приему
делегаций рекомендуем установить предельные размеры (нормативы) отдельных видов
представительских расходов. Нормативы и перечень лиц, ответственных за
использование средств, утверждаются приказом руководителя.
После окончания приема работник,
ответственный за расходование средств на представительские расходы, должен
составить авансовый отчет по форме N АО-1.
К авансовому отчету прилагаются все
первичные документы, подтверждающие расходы по приему делегации (чеки ККМ,
товарные чеки, закупочные акты и т.д.).
Нормирование представительских расходов
Сумма представительских расходов
уменьшает налогооблагаемую прибыль только при условии, что она не превышает 4%
от затрат организации на оплату труда (ст.264 НК РФ).
Перечень этих затрат приведен в статье 255 НК РФ.
Сумма представительских расходов, которая
превышает этот норматив, налогооблагаемую прибыль не уменьшает.
Сумма НДС по представительским расходам,
уменьшающим налогооблагаемую прибыль, принимается к вычету.
Как отразить в учете представительские
расходы, рассмотрим на примере.
Пример
В марте 2003 года ЗАО "Актив"
принимало делегацию, прибывшую на переговоры для заключения договоров о продаже
готовой продукции. Для обеспечения приема делегации были оплачены расходы на
проведение завтраков, обедов и ужинов на сумму 12 600 руб., в том числе НДС -
2100 руб.
Для оплаты представительских расходов
работнику "Актива" А.Н. Иванову был выдан аванс в сумме 15 000 руб.
При выдаче денежных средств под отчет
бухгалтеру "Актива" надо сделать запись:
Дебет 71 Кредит 50-1
15 000 руб. - выданы наличные денежные
средства Иванову для оплаты представительских расходов.
Расходы "Актива" на оплату
труда работников в I квартале 2003 года составили 180 000 руб.
Сумма представительских расходов, которые
уменьшают налогооблагаемую прибыль, составляет:
180 000 руб. х 4% = 7200 руб.
Сумма НДС, которая подлежит налоговому
вычету, составит:
7200 руб. х 20% : 120% = 1200 руб.
При отражении представительских расходов
бухгалтеру "Актива" следует сделать записи:
Дебет 19 Кредит 71
2100 руб. - учтена сумма НДС по
представительским расходам (на основании счета-фактуры ресторана);
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
1200 руб. - произведен налоговый вычет
НДС по представительским расходам (в пределах норм);
Дебет 44 Кредит 71
10 500 руб. (12 600 - 2100) - учтены
представительские расходы;
Дебет 91-2 Кредит 19
900 руб. (2100 - 1200) - списан НДС, не
принимаемый к вычету;
Дебет 50-1 Кредит 71
2400 руб. (15 000 - 12 600) - Иванов вернул в кассу неизрасходованные средства