Подготовлен для системы КонсультантПлюс

 

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ

(ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 21.07.2005 N 94-ФЗ)

 

Данной инструкцией могут руководствоваться следующие организации:

1) юридические лица, которые обязаны применять положения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, но не разместили в установленном порядке утвержденное положение о закупке (ч. 4 - 6 ст. 8 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ);

2) государственные и муниципальные заказчики (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ));

3) бюджетные учреждения (ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ).

 

Шаг 1. Ознакомиться с нормативным правовым регулированием в сфере размещения заказов (ст. 2 Закона N 94-ФЗ).

 

О нормативном регулировании размещения заказов для нужд заказчиков подробнее см. фрагмент Практического пособия по размещению госзаказа.

 

Размещение заказов на приобретение товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд и нужд бюджетных учреждений (далее - нужды заказчиков) осуществляется на основании Закона N 94-ФЗ. Данное требование установлено:

- п. 1 ст. 72 БК РФ;

- п. 1 ст. 527 ГК РФ;

- ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

- ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Заметим, что размещение оборонного заказа осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", а поставка товаров для формирования государственного резерва - согласно нормам Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве". На это указано в ч. 3 ст. 1 Закона N 94-ФЗ.

Определенные Законом N 94-ФЗ требования по размещению заказов не распространяются на услуги, оказываемые международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень таких организаций утвержден Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2007 N 1968-р (ч. 2 ст. 1 Закона N 94-ФЗ).

Действие Закона N 94-ФЗ также не распространяется на отношения, связанные:

- с назначением адвоката для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве или в качестве представителя в гражданском судопроизводстве (п. 1 ч. 4 ст. 1 Закона N 94-ФЗ <*>);

- с привлечением адвоката к оказанию гражданам бесплатной юридической помощи (п. 2 ч. 4 ст. 1 Закона N 94-ФЗ <**>).

--------------------------------

<*> Данная норма применяется с 21 ноября 2011 г.

<**> Указанная норма применяется с 15 января 2012 г.

 

Кроме того, отдельным федеральным законом регулируется поставка продовольствия и сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Порядок закупки данных товаров установлен Федеральным законом от 02.12.1994 N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд".

Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд должна размещаться на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет. Его адрес - www.zakupki.gov.ru (ч. 1 ст. 16 Закона N 94-ФЗ, Распоряжение Правительства РФ от 20.02.2006 N 229-р). С 1 января 2011 г. информация о размещении заказов для нужд субъектов РФ или муниципальных нужд также должна размещаться по указанному адресу (Распоряжение Правительства РФ от 17.03.2008 N 330-р).

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24.07.2007 N 218-ФЗ, с 1 января 2012 г. заказчики (уполномоченные органы) публикуют планы-графики размещения заказов на официальном сайте согласно Порядку и форме, утвержденным Приказом Минэкономразвития России N 761, Казначейства России N 20н от 27.12.2011 (ч. 5.1, 7 ст. 16 Закона N 94-ФЗ).

За неразмещение информации о госзаказе на официальном сайте предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 7.30 КоАП РФ.

 

Внимание! С 1 января 2011 г. сайт www.zakupki.gov.ru является единственным официальным источником для публикации информации о размещении заказов согласно требованиям Закона N 94-ФЗ. Иные сайты в сети Интернет и печатные издания могут использоваться в качестве вспомогательных источников распространения информации о размещении заказов, не заменяя размещение информации на официальном сайте.

 

Обращаем внимание на то, что www.torgi.gov.ru является адресом официального сайта для размещения информации о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Согласно ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ к их числу относятся:

1) договоры аренды;

2) договоры безвозмездного пользования;

3) договоры доверительного управления имуществом;

4) иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества:

- не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

- принадлежащего на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

- закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

- принадлежащего на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям;

- принадлежащего на праве оперативного управления государственным органам, органам местного самоуправления.

Порядок проведения аукционов и конкурсов на право заключения указанных договоров установлен Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 и в данном материале подробно не рассматривается.

При определении сроков хранения документации, связанной с размещением госзаказа, следует руководствоваться Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558.

 

17.08.2012

 

Шаг 2. Подготовить и утвердить положение о размещении заказов, определяющее внутренний порядок действий, связанных с размещением заказов.

 

Внимание! Положение о размещении заказов не является обязательным документом, его подготовка и утверждение совершаются по инициативе заказчика. Вместе с тем наличие данного положения позволит регламентировать внутренний порядок размещения заказа в организациях, определить ответственных лиц за совершение определенных действий (составление и утверждение плана-графика размещения заказа, подготовка документации, извещений о проведении процедур размещения заказа, проектов контрактов, технических заданий, протоколов процедур размещения заказов, осуществление контроля за исполнением контрактов и т.д.), утвердить типовую документацию.

 

Шаг 3. Подготовить приказ о создании комиссии по размещению заказов и положение о комиссии по размещению заказов (ч. 2 ст. 7 Закона N 94-ФЗ).

 

См. образец приказа о создании единой комиссии по размещению заказов.

 

Шаг 4. Зарегистрироваться на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и получить сертификаты ключей электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП) (ч. 7 ст. 16, ч. 2 ст. 41.2 Закона N 94-ФЗ).

 

См. Порядок регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг, утвержденный Приказом Минэкономразвития России N 647 и Казначейства России N 22н от 14.12.2010.

 

Внимание! В настоящее время порядок регистрации на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и порядок получения сертификатов ЭЦП для юридических лиц, не разместивших в установленные сроки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ положение о закупке, не утверждены уполномоченными органами исполнительной власти. Однако для осуществления закупки товаров, работ, услуг в электронной форме предусмотрена возможность получения сертификата ЭЦП указанными юридическими лицами в удостоверяющих центрах, авторизованных операторами электронных площадок.

 

См. список операторов электронных площадок и их адреса в сети Интернет.

 

N
п/п

Наименование оператора электронной площадки

Адрес в сети Интернет

1.

ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная Система   
Торгов"                                      

www.sberbank-ast.ru  

2.

ОАО "Единая электронная торговая площадка"   

etp.roseltorg.ru     

3.

ГУП "Агентство по государственному заказу,   
инвестиционной деятельности и межрегиональным
связям Республики Татарстан"                 

etp.zakazrf.ru       

4.

ЗАО "ММВБ - Информационные технологии"       

www.etp-micex.ru     

5.

ООО "РТС-тендер"                             

www.rts-tender.ru    

 

17.08.2012

 

Шаг 5. Составить план-график размещения заказов исходя из утвержденного организацией бюджета на соответствующий год и разместить его на официальном сайте (ч. 5.1 ст. 16 Закона N 94-ФЗ).

 

Внимание! При составлении плана-графика размещения заказа необходимо учитывать особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа в соответствии со ст. 15 Закона N 94-ФЗ.

 

Об особенностях размещения заказов у субъектов малого предпринимательства подробнее см. фрагмент Практического пособия по размещению госзаказа.

 

Статьей 15 Закона N 94-ФЗ установлен особый порядок участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов. В частности, согласно ч. 1 ст. 15 Закона N 94-ФЗ, ст. 1 Федерального закона от 21.04.2011 N 79-ФЗ заказчики обязаны размещать заказы на поставку товаров (работ, услуг) у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 10 и не более 20 процентов общего годового объема закупок товаров (работ, услуг) в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 642 (далее - Перечень). В данный Перечень включены в том числе услуги по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники, услуги по уборке помещений и услуги в области рекламы.

 

Например, заказчик определил, что общая сумма средств, которые выделены на закупку товаров, работ, услуг, входящих в указанный Перечень, составляет 1 млн руб. В этом случае объем заказов, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства, составляет не менее 100 тыс. руб. и не более 200 тыс. руб.

 

За нарушение установленных размеров закупок у субъектов малого предпринимательства установлена административная ответственность в соответствии со ст. 7.30 КоАП РФ.

Заметим, что в процессе исполнения бюджета может измениться объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг на основании Перечня. В этом случае заказчики должны внести соответствующие изменения в показатели общего годового объема поставок товаров (работ, услуг) и скорректировать в случае необходимости размер закупок у субъектов малого предпринимательства. Такой вывод следует из разъяснений, приведенных в Письме Минфина России от 21.06.2011 N 02-03-10/2765.

 

Внимание! После вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 21.04.2011 N 79-ФЗ, бюджетные учреждения также обязаны размещать заказы у субъектов малого предпринимательства.

 

От обязанности размещать заказы согласно требованиям ст. 15 Закона N 94-ФЗ освобождены заказчики, у которых годовой объем поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства, не превышает установленного Банком России лимита расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами. Это возможно при условии, что заказчики все заказы размещают у единственного поставщика (без проведения торгов или запроса котировок). В противном случае соблюдение требований ст. 15 Закона N 94-ФЗ является обязательным. Такой вывод следует из разъяснений ФАС России (Письмо от 29.10.2010 N АЦ/37480).

При размещении заказа у субъектов малого предпринимательства заказчик самостоятельно выбирает способ размещения заказа (конкурс, аукцион или запрос котировок), а также одну или несколько позиций из названного Перечня. Кроме того, заказчик должен указать в извещении о проведении торгов, запроса котировок, а также соответствующей документации требование, что участники должны удовлетворять условиям, перечисленным в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". При проведении торгов заказчик также вправе потребовать от участников представления копий учредительных документов. Такие разъяснения приведены в совместном Письме Минэкономразвития России от 18.08.2009 N 13497-АП/Д05 и ФАС России от 17.08.2009 N АЦ/27510. Законодательством не установлены ограничения для участия в процедуре размещения заказов организаций (предпринимателей), не включенных в реестр субъектов малого предпринимательства - получателей поддержки, при условии их соответствия указанным выше требованиям.

 

Например, при проведении торгов среди субъектов малого предпринимательства заказчик вправе потребовать от участников представления копии учредительных документов. Это необходимо, чтобы подтвердить соответствие участников положениям п. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ. Дополнительной проверки участников размещения заказа проводить не требуется.

При проведении запроса котировок требовать от субъектов малого предпринимательства предъявления копий учредительных документов недопустимо.

 

Внимание! При размещении заказа у субъектов малого предпринимательства начальная (максимальная) сумма контракта (цена лота) не должна превышать 15 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 17.03.2009 N 237). При этом размер обеспечения заявки на участие в торгах не может превышать 2 процентов начальной (максимальной) цены контракта (ч. 4 ст. 20, ч. 5 ст. 32 Закона N 94-ФЗ).

 

17.08.2012

 

Для составления плана-графика размещения заказа необходимо определить следующее.

1. Наименование предмета контракта.

2. Минимальные необходимые требования, предъявляемые к предмету контракта (функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики предмета контракта, позволяющие идентифицировать его с учетом требований соответствующих классификаторов и в случае наличия отраслевых наименований).

3. Объем закупки (количество товаров, объем работ, услуг).

4. Ориентировочную начальную (максимальную) цену контракта, которая формируется заказчиком на основе лимитов бюджетных обязательств (предоставленных субсидий) с учетом экспертных оценок, экспресс-анализа рыночной конъюнктуры.

 

См. Порядок размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов и форму планов-графиков размещения заказов, утвержденные Приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27.12.2011 N 761/20н.

 

Внимание! При размещении заказа ориентировочная начальная (максимальная) цена контракта уточняется в соответствии с требованиями ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ.

 

5. Условия финансового обеспечения контракта, включая размер аванса (п. 15.2 ч. 4 ст. 22, п. 9 ч. 4 ст. 34, п. 11 ч. 3 ст. 41.6, ч. 25 ст. 65, ч. 28.4 ст. 65 Закона N 94-ФЗ).

6. График осуществления процедур закупки, в частности, планируемую дату размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса, открытого аукциона в электронной форме и запроса котировок или планируемую дату заключения контракта в случае размещения заказа у единственного поставщика, срок исполнения контракта.

7. Способ размещения заказа (ст. 10 Закона N 94-ФЗ).

 

О способах размещения заказа см. фрагмент Практического пособия по размещению госзаказа.

 

Закон N 94-ФЗ предусматривает следующие способы размещения заказа на поставку товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков:

- размещение заказа у единственного поставщика.

Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить только одному поставщику (исполнителю, подрядчику) государственный или муниципальный контракт, а в отдельных случаях - иной гражданско-правовой договор (ч. 1 ст. 55 Закона N 94-ФЗ);

- размещение заказа путем запроса котировок.

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. При этом победителем признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 42 Закона N 94-ФЗ);

- размещение заказа путем проведения конкурса.

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (ч. 1 ст. 20 Закона N 94-ФЗ);

- размещение заказа путем проведения аукциона.

Под аукционом на право заключить контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, за исключениями, указанными ч. 6.1 и 6.2 ст. 37 Закона N 94-ФЗ (ч. 1 ст. 32 Закона N 94-ФЗ).

- размещение заказа путем проведения аукциона в электронной форме.

Под аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимаются торги, проведение которых обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в аукционе в электронной форме которого соответствует требованиям документации об аукционе в электронной форме, за исключением, указанным в ч. 18 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ (ч. 1 ст. 41.1, ч. 9 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ).

 

Решение о том, каким способом разместить заказ, принимается заказчиком с учетом ограничений, установленных законодательством (ч. 3 ст. 10 Закона N 94-ФЗ). Прежде всего, при выборе способа размещения заказа (в общем случае) следует учитывать сумму заказа. В таблице представлена информация о том, какой способ размещения заказа на поставку товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд и нужд бюджетных учреждений может быть выбран заказчиком в зависимости от суммы заказа.

 

Способы размещения заказа

на поставку товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков

 

N
п/п

Способ  
размещения
заказа  

Сумма заказа     

Примечание        

1

У           
единственного
поставщика  

Не более 100 000 руб. <*>
(п. 14 ч. 2 ст. 55      
Федерального закона     
N 94-ФЗ)                

Заказчики вправе выбрать    
данный способ при соблюдении
условий, указанных в п. 14  
ч. 2 ст. 55 Федерального    
закона N 94-ФЗ, а также в   
иных случаях, указанных в   
ч. 2 ст. 55 Федерального    
закона N 94-ФЗ              

2

Запрос      
котировок   

Не более 500 000 руб. <*>
(ч. 2, 3 ст. 42         
Федерального закона     
N 94-ФЗ)                

Заказчики вправе выбрать    
данный способ при соблюдении
условий, указанных в ч. 2, 3
ст. 42 Федерального закона  
N 94-ФЗ, за исключением     
случаев, предусмотренных    
ч. 5, 6 ст. 42 и гл. 5      
Федерального закона N 94-ФЗ 

3

Конкурс      

Нет ограничений по      
начальной цене контракта

Заказчик обязан проводить   
торги при сумме заказа более
500 000 руб.                
Заказчик не вправе проводить
конкурс в случаях,          
предусмотренных ч. 4, 4.1   
ст. 10 Федерального закона  
N 94-ФЗ                     

4

Аукцион     

Нет ограничений по      
начальной цене контракта

Заказчик обязан проводить   
торги при сумме заказа более
500 000 руб.                

5

Аукцион в   
электронной 
форме       

Нет ограничений по      
начальной цене контракта

Заказчик обязан проводить   
торги при сумме заказа более
500 000 руб.                

 

--------------------------------

<*> Установленный предел не должен превышаться в течение квартала для закупок одноименных товаров (работ, услуг).

 

За несоблюдение требований законодательства при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров (работ, услуг) ст. 7.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

 

17.08.2012

 

Внимание! Планы-графики размещаются на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете (ч. 5 Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 N 761/20н).

Перечень случаев, наступление которых позволяет организации внести изменения в план-график размещения заказа, см. в ч. 15 названного Порядка.

 

В.И.Шаяхметова

 

Приложение

 

 

Образец разработан для Путеводителя по бюджетному учету и налогам. Практическое пособие по размещению госзаказа

 

 

Образец приказа о создании единой комиссии

по размещению заказов

 

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Ивановский государственный педагогический университет"

(ФГОУ ВПО "ИГПУ")

 

ПРИКАЗ

 

    15.01.2010                                                          N 3

 

г. Иваново

 

О создании единой комиссии по размещению заказов

путем проведения конкурсов, аукционов,

запросов котировок цен на товары, работы, услуги

в рамках работ по реконструкции учебных корпусов

 

В целях установления единого порядка размещения заказов, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и в соответствии с ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

1. Создать единую комиссию ФГОУ ВПО "ИГПУ" по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для проведения реконструкции учебных корпусов.

2. Утвердить состав единой комиссии:

Председатель комиссии - Михайлов В.М. - Проректор по административно-хозяйственной части.

Члены комиссии:

Орлова Н.А. - проректор по экономике (заместитель председателя).

Петренко А.С. - главный бухгалтер (заместитель председателя).

Иванов Г.А. - экономист.

Сидоров П.С. - главный специалист архитектурного отдела администрации г. Иваново.

Петров С.Г. - заместитель начальника отдела размещения государственного заказа Администрации Ивановской области.

3. Наделить единую комиссию по размещению заказов полномочиями по принятию решений о победителях конкурсов, аукционов и запросов котировок цен на товары, работы, услуги в рамках работ по реконструкции учебных корпусов <*>.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Первого проректора Семина Е.Н.

 

    Ректор                                                    И.В. Кузнецов

 

    С приказом ознакомлены:

    первый проректор            Семин 18.01.2010                 Е.Н. Семин

    проректор по АХЧ            Михайлов 18.01.2010           В.М. Михайлов

    главный бухгалтер           Петренко 18.01.2010           А.С. Петренко

    проректор по экономике      Орлова 19.01.2010               Н.А. Орлова

    экономист                   Иванов 20.01.2010               Г.А. Иванов

    главный специалист

    архитектурного отдела       Сидоров 22.01.2010             П.С. Сидоров

    зам. начальника

    отдела размещения

    государственного заказа     Петров 20.01.2010               С.Г. Петров

 

--------------------------------

<*> Порядок функционирования комиссии по размещению заказов может регламентироваться отдельным положением. При разработке положения о комиссии по размещению заказа на поставку товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд следует руководствоваться отраслевыми (ведомственными) рекомендациями (см., например, Типовое положение о комиссии таможенного органа по размещению заказов, утвержденное Приказом ФТС России от 07.04.2006 N 309).

 

Подписано в печать

17.08.2012