Как правильно просить повышения зарплаты? |
На Западе периодическое напоминание руководству о прибавке к зарплате — элемент
трудовой культуры. В России же работников, инициирующих разговоры о повышении
оклада, часто воспринимают как выскочек. Но что же
делать, если объёмы работы растут, а руководство не спешит обрадовать известием
об увеличении заработной платы? Главное – совладать с эмоциями и тщательно
продумать аргументацию.
Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru
совместно с руководителями отечественных предприятий и организаций узнал, какие
доводы помогут добиться повышения оклада, а также проанализировал самые
распространённые ошибки, совершаемые в такой ситуации работниками.
Спокойствие, и только спокойствие
Очевидно, что, как и любую важную беседу, разговор о
повышении оклада не следует начинать «на эмоциях». Фразы вроде: «Я, как
раб, тружусь без обеда и выходных», «В моём отделе один я работаю» или «Не
повысите зарплату – я уволюсь», скорее всего, не вызовут желания руководства
увеличить Вам оклад. Более того, они могут привести к печальным последствиям,
например, к отсрочке долгожданного повышения в должности или, что тоже не
слишком приятно, испортят Вашу деловую репутацию.
Важно выбрать и правильное время для разговора. Это должен быть временной
период, удобный для Вашего руководителя и удачный для компании (сезонное
повышение продаж и т.п.).
Но самое главное – это чёткое понимание, какие аргументы стоит привести в
доказательство того, что от повышения Вашего оклада выиграет не только Ваш
личный бюджет, но и компания.
Заслуги перед Отечеством
Почти каждый третий руководитель (32%) уверен: прибавки к зарплате
достоин лишь тот сотрудник, который внёс личный вклад в развитие и процветание
родной компании. При этом важно, чтобы мнение сотрудника о значимости
собственных заслуг совпадало с точкой зрения начальства. «Реальная прибавка
должна быть основана на реальной отдаче человека тому делу, которому он
служит»; «Если сотрудник документально доказывает свой вклад в развитие
компании, то он может претендовать на повышение размера вознаграждения», -
объясняют свою позицию руководители.
Тружусь, как пчёлка
Хорошей почвой для начала разговора о повышении заработной платы 28%
руководителей считают новые обязанности, увеличение объёма работы и расширение
зоны ответственности сотрудника. «Если мне приведут факты увеличения
функционала, конечно, зарплата будет пересмотрена в сторону увеличения»; «За
новые обязанности приходится платить по-новому», - комментируют они.
Опыт – сын ошибок трудных
Повышение квалификации, освоение новых компьютерных программ, приобретённые в
процессе профессиональной деятельности знания и опыт – наличие подобного багажа
позволяет Вам заявить о себе как о более квалифицированном, а значит, более
дорогостоящем специалисте. В этом уверены 17%
руководителей: «Проходит время, и работник становится более опытным»;
«Приобретённые за время работы знания – весомый аргумент».
Профи с характером
Такие личные качества, как решительность и упорство, в сочетании с
профессионализмом – серьёзная заявка на успех. Такому специалисту не грех повысить
зарплату, - считают 9% руководителей. «Убедит меня, значит и в работе чего-то
стоит»; «Люблю людей, адекватно себя оценивающих», - комментируют они.
Домашние заготовки
И напоследок – важный момент: чтобы разговор с руководством об
увеличении оклада увенчался успехом, все аргументы, которые Вы планируете
представить руководству в ходе беседы, стоит выписать на отдельный лист бумаги
или в блокнот, подчеркнув при этом самые важные, – так будет проще справиться с
волнением и грамотно выстроить диалог. «Шпаргалка» также должна содержать Ваш
первоначальный и расширенный функционал и сумму желаемого оклада. Если Вы
сильно сомневаетесь в своей готовности к беседе – отрепетируйте разговор с
боссом дома перед зеркалом.
Но не ждите повышения зарплаты, если Вы:
— не привели серьёзные аргументы – иными словами, Вы сами до конца не понимаете
или не умеете сформулировать, за что Вам следует повысить оклад;
— выбрали не то время – разговор состоялся не вовремя
(сезонный спад продаж, высокая занятость руководителя и т. д.);
— переоценили свою значимость – вряд ли руководителя обрадуют
завышенные зарплатные ожидания без имеющихся на то
оснований;
— не имеете ощутимых достижений – неудовлетворительные результаты работы,
невыполнение плана;
— не уверены в своих силах – пессимистично-жалостливый тон – совсем не то, что
хочет услышать Ваш руководитель;
— применяете шантаж – ультимативный характер просьбы или угроза увольнением
лишь настроят начальника против Вас;
— ссылаетесь на коллег – сравнение своей зарплаты с окладами коллег, а также
жалобы на их якобы недобросовестную работу – не аргумент для прибавки зарплаты
Вам;
— проявляете чрезмерную настойчивость – у руководителя может сложиться
впечатление, что кроме зарплаты Вас в компании больше ничего не интересует.
О чём говорят цифры
Разговор с руководителем о повышении зарплаты хотя бы раз заводил 51% имеющих
работу россиян. Интересно, что среди «просителей» больше мужчин (57% против 45%
среди дам), однако женщины просят прибавки эффективнее – повышения оклада в
желаемом объёме добиваются 32% представительниц слабого пола (против 29% среди
мужчин).
Источник: опрос,
проведённый Исследовательским центром рекрутингового
портала Superjob.ru
среди 10000 имеющих постоянную работу россиян.