"Финансовая газета", 2013, N 48
ПЕНСИОННАЯ
РЕФОРМА В РОССИИ. ПОДВОДИМ ИТОГИ ЗА
Пенсионная
реформа в России продолжается уже более 20 лет и имеет важное значение как для
работодателей, поскольку именно они перечисляют денежные средства в виде
страховых взносов в ПФР, так и для работников, для которых результаты
пенсионной реформы в итоге отразятся на их будущей пенсии. В данной статье мы
подведем итоги
Пенсионная реформа для работников
Рассмотрим
основные ключевые изменения, которые коснулись работников в
1. Порядок распределения страховой и накопительной части пенсии.
С 1
января
Гражданам
Если работник не написал заявление работодателю, то накопительная часть пенсии будет формироваться на основе 2%-ного перечисления. На страховую же часть пенсии будет перечисляться 14%.
Если работник заключил договор с негосударственным пенсионным фондом, то на страховую часть пенсии будет перечисляться 6% как раньше.
2. Продление выбора тарифов.
Первоначально
предполагалось, что тариф можно будет выбрать только до 31 декабря
Однако
впоследствии было принято решение о продление срока для принятия решения.
Граждане, принявшие решение отказаться от формирования накопительной части
пенсии, могут подать соответствующее заявление до 31 декабря
Узнать, какой страховщик в настоящее время формирует пенсионные накопления, каждый гражданин может либо из выписки из индивидуального лицевого счета в ПФР, для этого нужно обратиться в клиентскую службу фонда, либо через портал госуслуг (www.gosuslugi.ru).
3. Появление пенсионного калькулятора.
На сайте ПФР появился пенсионный калькулятор, с помощью которого можно рассчитать размер будущей пенсии: http://www.pfrf.ru/spec/calculator/.
4. Появление новой пенсионной формулы.
В настоящее время разработан проект новой пенсионной формулы. Его принятие ожидается в ближайшее время. Особенностью данной формулы является то, что пенсия будет рассчитываться исходя из балльной системы, а не рублевой составляющей или количества лет стажа. Конечно, как и раньше, пенсия будет привязана к стажу работы сотрудника и начисляемым страховым взносам, но теперь расчет будет зависеть и от количества детей, и от службы в армии, и от стажа работы после выхода на пенсию.
Так, за период срочной воинской службы начисляются пенсионные коэффициенты исходя из условной зарплаты в 1 минимальный размер оплаты труда: 1,8 пенсионного коэффициента - за каждый год срочной воинской службы.
Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж, и за каждого ребенка начисляются:
- 1,8 пенсионного коэффициента за год отпуска - за первого ребенка;
- 3,6 пенсионного коэффициента за год отпуска - за второго ребенка;
- 5,4 пенсионного коэффициента за год отпуска - за третьего ребенка.
При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие "годовой пенсионный коэффициент", которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.
Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент равен отношению суммы уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10 или 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16% умноженной на 10.
Стоимость пенсионного коэффициента ежегодно определяет Правительство Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
5. Повышение стажа, дающего права на пенсию.
Долгое время в России обсуждался вопрос повышения пенсионного возраста. Однако в конце концов такая непопулярная мера не была принята. Вместо этого было принято решение о повышении минимального стажа, необходимого для получения пенсии. Сегодня такой стаж составляет 5 лет, планируется увеличить минимальный стаж до 15 лет.
Но реформы не прошли мимо и работодателей.
Пенсионная реформа для работодателей
Работодатели связывают пенсионную реформу прежде всего с повышением отчислений за работника.
1. Повышение лимита начисления страховых взносов.
В отношении страховых взносов также стоит отметить, что тарифы страховых взносов не возрастут. Однако увеличится предел, с которого компании уплачивают страховые взносы в пониженном размере.
В
Из табл. 1 видно, что, снизив формально ставку страховых взносов, фактически их размер при увеличении зарплаты сотрудников тоже из года в год растет.
Таблица 1
Рост размера уплачиваемых страховых взносов
Размер заработной платы |
|
|
|
|
(ставка 34% в пределах предельной величины - 463 000 руб.) |
(ставка 30% в пределах величины 512 000 руб. в год, свыше предельной суммы - 10%) |
(ставка 30% до 568 000 руб. в год, свыше предельной суммы - 10%) |
(ставка 30% до 624 000 руб., свыше предельной суммы - 10%) |
|
30 000 руб. (360 000 руб. в год) |
122 000 |
108 000 |
108 000 |
108 000 |
45 000 руб. (540 000 руб. в год) |
157 420 |
156 400 |
162 000 |
162 000 |
60 000 руб. (720 000 руб. в год) |
157 420 |
174 400 |
185 600 |
196 800 |
100 000 руб. (1 200 000 руб. в год) |
157 420 |
222 400 |
233 600 |
244 800 |
Следовательно, работодателям будет невыгодно повышать заработную плату сотрудникам, поскольку при повышении заработной платы компании будут вынуждены больше средств перечислять в фонды.
2. Введение повышенных страховых взносов.
С
При этом предусмотрено поэтапное повышение размера страховых взносов (табл. 2).
Таблица 2
Повышенные страховые взносы
Период |
Дополнительный тариф страхового взноса (%) |
|
4,0 |
|
6,0 |
|
9,0 |
Таким образом, работодателям невыгодно аттестовывать рабочие места как вредные.
3. Снижение страховых взносов для предпринимателей.
В
Напомним
размеры страховых взносов в
Фиксированный
размер взноса в ПФР определяется как произведение двукратного размера МРОТ,
установленного на начало финансового года, и соответствующего тарифа страховых
взносов, увеличенное в 12 раз (ч. 1.1 ст. 14
Закона N 212-ФЗ). Например, в
Фиксированный
размер взноса в ФФОМС, как и ранее, определяется исходя из МРОТ без умножения
на два (ч. 1.2 ст. 14
Закона N 212-ФЗ). Например, в
Такие
взносы за
Принципиальные изменения внесены в ст. 14 Закона N 212-ФЗ. Согласно новым правилам размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке:
- если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб. - в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пп. 1 п. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;
- если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб. - в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пп. 1 п. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пп. 1 п. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Суммы страховых взносов, рассчитанные по действующим сегодня и новым правилам исходя из МРОТ, действующего сегодня, и предельного дохода 300 000 руб., представлены в табл. 3.
Таблица 3
Тарифы для предпринимателей
Внебюджетные фонды |
Тариф (%) |
Сумма (руб.) |
Сумма (руб.) |
ПФР |
26 |
32 479,20 |
16 239,6 |
ФФОМС |
5,1 |
3 185,46 |
3 185,46 |
Итого |
31,1 |
35 664,66 |
19 425,06 |
4. Изменения в платежных документах.
Еще одно
значимое изменение связано с изменениями в платежных документах. С 1 января
5. Новые коды в форме РСВ-1 ПФР.
С
Кроме того, следует обратить внимание, что в настоящее время принят Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Минэкономразвития России. В соответствии с данным Прогнозом, а также на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 N 2524-р "Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации" в 2013 и 2014 гг. должны быть внесены следующие изменения в части реформирования пенсионной системы.
Стратегия реформирования пенсионной системы
Проведя анализ Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России, следует отметить, что не все намеченные планы были доведены до конца (табл. 4).
Таблица 4
Стратегия и пенсионеры
Наименование пункта Стратегии |
Возможные негативные последствия |
Установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ |
Нежелание работодателей уплачивать дополнительные тарифы и аттестовывать рабочие места "вредных" производств |
Введение специальной оценки условий труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам |
Снижение гарантий "вредным" производствам |
Изменение тарифной политики в отношении самозанятых граждан в целях более полного обеспечения их пенсионных прав |
Повышение страховых взносов вызвало закрытие 500 тыс.
предпринимателей, которые вряд ли в |
Совершенствование системы формирования пенсионных прав граждан в распределительной составляющей пенсионной системы |
- |
Законодательная регламентация (с введением с |
- |
Повышение требований к минимальному размеру собственных средств негосударственных пенсионных фондов |
Ликвидация некоторых негосударственных пенсионных фондов |
Создание многоуровневой системы гарантий сохранности средств накопительной составляющей, включая системы объединенных гарантийных фондов |
- |
Установление порядка формирования и учета прав застрахованных лиц в накопительном компоненте обязательного пенсионного страхования и пенсионных прав участников в системе добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения), а также установление обязательств перед указанными застрахованными лицами и участниками, подлежащих исполнению страховщиками по обязательному пенсионному страхованию и организациями, осуществляющими негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование |
- |
Расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений |
- |
Установление для негосударственных пенсионных фондов обязанности участия в саморегулируемой организации |
Дополнительные затраты на саморегулируемые организации будут уплачиваться из средств пенсионных накоплений |
В рамках второго этапа (2014 - 2015 гг.) предлагается:
- совершенствование и уточнение правового статуса ПФР;
- совершенствование системы персонифицированного учета граждан в сфере обязательного пенсионного страхования;
- совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов;
- формирование единой системы актуарного оценивания, включая стандартизацию актуарной деятельности;
- комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;
- установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем.
В рамках третьего этапа (2016 - 2030 гг.) предлагается:
- предоставление самозанятым гражданам права выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав;
- определение дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, с учетом необходимости обеспечения всего досрочного периода получения ими трудовой пенсии;
- стимулирование дополнительного платежа из заработной платы в пенсионную систему для работников с учетом уровня их доходов и возраста;
- уточнение параметрических условий пенсионной системы в целях формирования и реализации пенсионных прав граждан.
В связи с этим и компаниям, и работникам следует ожидать дальнейших изменений законодательства.
В заключение отметим, что многие планируемые реформы, к сожалению, негативно отразятся как на работодателях, так и на работниках. При этом принятые изменения не выстроили до конца пенсионную систему нового типа, поэтому работодателям необходимо приготовиться к дальнейшим изменениям.
Е.Шестакова
К. ю. н.,
генеральный директор
ООО "Актуальный менеджмент"
Подписано в печать
25.12.2013