"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 49 ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕВОЗКИ ТОВАРОВ Фирма арендует два склада в разных концах г. Москвы. Нужно ли оформлять товарно-транспортные накладные при перевозке товаров с одного склада на другой (транспортной компанией) или используются другие документы на внутреннее перемещение? При перевозке товаров применяются общие правила, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом обязательно оформляется товарно-транспортная накладная формы N 1-Т (далее - ТТН). Она утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте". Согласно разд. 2 Приложения к данному Постановлению (форма N 1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Требование об обязательном наличии ТТН при заключении договора перевозки содержится также в п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 47 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного Постановлением СМ РСФСР от 08.01.1969 N 12. Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом утверждены Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 по согласованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем РСФСР (далее - Правила) и применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащей гл. 40 ГК РФ. В соответствии с § 1 разд. 2 и § 1 разд. 6 Правил перевозка грузов товарного характера должна оформляться товарно-транспортными накладными, а согласно § 10 разд. 2 Правил грузоотправитель не имеет права предъявлять, а автотранспортное предприятие или организация принимать груз к перевозке в случаях, когда грузы товарного характера грузоотправителем не оформлены товарно-транспортными документами. Грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявленный к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, составляемую в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем (§ 2 разд. 6 Правил). Грузоотправитель не вправе требовать, чтобы шофер осуществлял прием груза по каким-либо другим документам, кроме товарно-транспортной накладной, в том числе по документам, определяющим взаимоотношения поставщика и покупателя (сертификаты, удостоверения, свидетельства и т.д.) (§ 6 разд. 6 Правил). В соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Статьей 796 ГК РФ установлено, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Следовательно, если отправленный должным образом груз не доедет до получателя, претензии должны предъявляться транспортной организации. Согласно п. 2.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки в установленных случаях документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов. За управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, предусмотрена административная ответственность (п. 2 ст. 12.3 КоАП РФ). В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты. Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма N ТОРГ-13), образец которой утвержден Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 (к формам даны краткие Указания по их применению и заполнению), применяется для учета движения товарно-материальных ценностей (товара, тары) внутри организации, между структурными подразделениями или материально ответственными лицами. Ее составление также не противоречит операции по сопровождению перевозимого товара, однако она не предназначена для расчетов за перевозки грузов. Таким образом, решение вопроса по документальному оформлению перевозки зависит не только от того, что товар организации перевозится из одного ее структурного подразделения в другое, имеет значение сам факт перевозки товара между подразделениями, находящимися в разных концах города. Также не имеет значения, кому принадлежит транспорт, на котором осуществляется перевозка. При перевозке собственного товара следует оформлять ТТН (форма N 1-Т): как первичный учетный документ она необходима для отражения в бухгалтерском и налоговом учете затрат по найму перевозчика, а также и транспортной компании, поскольку в специальном разделе перевозчик рассчитывает стоимость своих услуг, на которую и выставляет счет, а для водителя ТТН необходима как основание для перевозки груза. Л.Жадан Ведущий консультант Консалтинговая группа "Руна" Подписано в печать 07.12.2005