"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 49 ПРИМЕНЕНИЕ БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ Бланки строгой отчетности (БСО) часто используются организациями и индивидуальными предпринимателями для осуществления расчетов с населением. До недавнего времени не было отдельного документа, регламентирующего порядок применения БСО. В связи с этим возникало много вопросов, что приводило к многочисленным судебным спорам. С 15 апреля 2005 г. вступило в силу Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 (далее - Постановление N 171). Положение устанавливает правила утверждения форм бланков, приравненных к кассовым чекам, их учета, хранения и уничтожения, а также порядок осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - наличные расчеты) без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи БСО. Когда применяют БСО Организация или индивидуальный предприниматель (далее - организация) вправе осуществлять наличные расчеты без применения ККТ согласно Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт": при осуществлении видов деятельности, указанных в п. 3 ст. 2 (перечень таких видов деятельности является закрытым); находящимися в труднодоступных местностях, указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 2); при выдаче БСО вместо кассового чека (п. 2 ст. 2). Применение БСО становится возможным только при одновременном соблюдении следующих ограничений: 1) организация оказывает услугу. Исчерпывающий перечень видов услуг населению приведен в Общероссийском классификаторе услуг населению, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163; 2) форма бланка для данного вида услуги утверждена Минфином России (например, формы БСО для организаций гостиничного бизнеса утверждены Письмом Минфина России от 13.12.1993 N 121 и т.д.); 3) срок действия утвержденной формы бланка не истек; 4) услуга оказывается населению. Применение организациями в качестве БСО формы N КО-1 "Приходный кассовый ордер", по мнению автора, может повлечь административную ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ. Данная форма была утверждена Письмом Минфина России от 24.02.1994 N 16-39 в качестве формы документа строгой отчетности, используемой при расчетах с населением для учета наличных денежных средств. Налоговые органы ограничивают правомерность применения формы N КО-1 в качестве БСО только предприятиями Центросоюза РФ. Такая позиция косвенно следует из содержания Письма Госналогслужбы России от 30.08.1994 N НИ-6-14/320 и высказываний представителей налогового ведомства. Однако такие письма и заявления не являются официальными разъяснениями по данному вопросу. Арбитражная практика по вопросу применения формы N КО-1 в качестве БСО организациями, не относящимися к предприятиям Центросоюза РФ, складывалась в основном в пользу налогоплательщика (Постановление ФАС ВСО от 26.07.2005 N А33-5806/2005-Ф02-3466/05-С1; Постановление ФАС СЗО от 29.06.2005 N А56-46351/04). Какие документы относятся к БСО Бланками строгой отчетности являются документы, перечисленные в п. 2 Положения, например квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы. Перечень таких документов не является закрытым. Порядок утверждения формы БСО установлен п. 3 Положения. Организация не может применять самостоятельно разработанную форму БСО, но вправе инициировать появление нужной формы бланка, например, обратившись в соответствующее объединение, представляющее интересы предпринимателей в определенной сфере услуг. Форму бланка утверждает Минфин России при соблюдении следующих условий: 1) заявление поступило от органов государственной власти и т.д.; 2) к заявлению приложены документы: описание бланка (обязательные и дополнительные реквизиты, характеризующие специфику деятельности); эскиз бланка (художественно-графическое оформление); предложение по обеспечению защиты бланка от подделок; инструкция по заполнению бланка; рекомендации по применению бланка, а также перечень услуг, которые предполагается осуществлять с использованием бланка. В п. 5 Положения перечислены обязательные для всех видов бланков реквизиты (кроме бланков, предназначенных для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования (далее - бланки для расчетов за проезд) (п. 6 Положения). Помимо этого все бланки должны содержать сведения об изготовителе, перечисленные в п. 7 Положения. Согласно Письму Минфина России от 27.09.2005 N 03-01-20/5-193 БСО изготавливаются обязательно типографским способом. Если бланк будет изготовлен, например, на компьютере, то организацию могут привлечь к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по изготовлению БСО, не имеющих защиты от подделки, и торговле указанными бланками лицензированию не подлежит. Это относится только к формам, утвержденным до вступления в силу Положения. Учитывая требования п. 3 Положения, высока вероятность того, что печатать БСО можно будет только в типографиях, имеющих соответствующую лицензию. При этом выполнение п. 10 Положения о проставлении изготовителем серии и номера на бланке и недопустимости их дублирования на первом экземпляре представляется возможным только при централизованном выпуске бланков. Кроме того, следует учитывать, что форма бланка должна точно соответствовать форме, утвержденной Минфином России. Таким образом, нельзя добавлять новые или удалять "лишние" реквизиты. Пунктом 9 Положения предусматривается только возможность расширения или сужения граф БСО. Правила заполнения Согласно п. 13 Положения БСО (кроме бланков, предназначенных для расчетов за проезд) являются первичными учетными документами. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" не возникает необходимости дополнительно выписывать товарный чек или акт приема-передачи оказанных услуг. Однако на основании действующего Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок), организации все-таки необходимо будет оформить приходный кассовый ордер. Законодательством не установлено, обязательно ли его оформлять на получение наличных средств одновременно с бланком или же можно выписывать такой ордер в конце рабочего дня (смены) на всю сумму, полученную по бланкам. Организация должна сама разработать правила оформления подобных операций и закрепить их распорядительными документами руководителя (например, в качестве приложения к учетной политике). Правила заполнения БСО определены п. п. 8, 15 и 4 Положения: в незаполненных строках необходимо ставить прочерк; бланки должны заполняться четко и разборчиво. Как и при оформлении кассовых документов, не допустимы подчистки, поправки и исправления на бланке; испорченные или неправильно заполненные бланки уничтожать нельзя. Такой бланк нужно перечеркнуть и приложить к кассовому отчету (ведомости, реестру) за тот день, в котором он был выписан; одновременно с оригиналом бланка должна оформляться не менее чем одна его копия (кроме бланков, предназначенных для расчетов за проезд). Копию получают с использованием копировальной или самокопировальной бумаги либо бланк имеет отрывные части. Организация самостоятельно принимает решение выдать покупателю экземпляр БСО либо его первую копию. На практике чаще всего организация оформляет оригинал и две копии бланка. Первую копию передают покупателю, оригинал бланка подшивают с оправдательными документами, а вторую копию оставляют для последующего контроля; в п. 4 Положения установлено, что для наземного пассажирского транспорта общего пользования допускается использование рулонной формы бланка. Учет, хранение и уничтожение Организации обязаны выполнять требования Положения по учету, хранению и уничтожению БСО. Согласно п. п. 14 и 16 Положения следует вести книгу по учету бланков по их наименованиям, а также сериям и номерам. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны руководителем и главным бухгалтером организации, а также скреплены печатью. При организации учета получения бланков необходимо выполнять требования п. п. 17 и 18 Положения: приказом руководителя назначается работник, которому поручается получение, хранение и выдача бланков, а также прием от населения наличных денежных средств согласно оформленным бланкам. С назначенным работником заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности; создаются условия, обеспечивающие сохранность БСО: бланки хранятся в сейфе либо в специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их порчу и хищение; приказом руководителя назначается комиссия для приема бланков в день их поступления. Согласно п. 20 Положения проводить инвентаризацию БСО следует одновременно с инвентаризацией находящихся в кассе наличных денежных средств и кассовых документов. Кроме того, необходимо предусмотреть контроль за использованием бланков (п. п. 22 и 21 Положения). Важно помнить, что выдавать бланки и контролировать их использование должны по возможности разные сотрудники организации. Порядок хранения и уничтожения БСО определен в п. 23 Положения. Необходимо обратить особое внимание на то, что хранить копии использованных бланков следует в систематизированном виде в опечатанных мешках не менее 5 лет. По истечении установленного срока хранения нужно будет провести инвентаризацию БСО. Через месяц после ее окончания приказом руководителя необходимо создать комиссию по уничтожению бланков. Списание должно производиться на основании акта списания бланков, составленного комиссией и утвержденного руководителем организации. В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки. До настоящего времени не утверждены формы книги по учету бланков, а также актов приемки, инвентаризации и списания бланков. В связи с этим рекомендуется разработать их самостоятельно и закрепить в приложении к учетной политике. Осуществление расчетов Особую осторожность организации следует проявлять в момент передачи БСО покупателю и получения денежных средств (п. п. 25 и 26 Положения). Существуют три способа расчетов с покупателем: оплата услуг производится наличными денежными средствами; услуги оплачиваются с использованием платежной карты; смешанная оплата, т.е. часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, а другая - с использованием платежной карты. В любом случае сначала нужно заполнить бланк, затем получить денежные средства либо подтверждение оплаты и, наконец, выдать покупателю бланк одновременно со сдачей и возвратом платежной карты. Ответственность В соответствии с действующим законодательством невыдача БСО, выдача бланка на сумму меньшую, чем фактически полученная, либо его незаконное применение приравниваются к неприменению ККТ. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере: для индивидуальных предпринимателей - от 15 до 20 МРОТ; для должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ; для юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ. В случае несоблюдения требований п. 23 Положения должностных лиц организации могут привлечь к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ за нарушение порядка и сроков хранения учетных документов и оштрафовать на сумму от 20 до 30 МРОТ. О.Аверина Аудитор ООО "Столичный аудиторъ" Подписано в печать 07.12.2005