"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 31 О ПОРЯДКЕ АМОРТИЗАЦИИ РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ ИЛИ МОДЕРНИЗИРУЕМЫХ ОБЪЕКТОВ В марте 2005 г. Федеральная налоговая служба выпустила Письмо N 02-1-07/23 от 14 марта 2005 г. "О порядке учета в целях налогообложения прибыли амортизации по реконструируемым или модернизируемым объектам". В этом документе специалисты ФНС высказали позицию, ставящую многих налогоплательщиков в тупик. В настоящей статье мы предлагаем вашему вниманию комментарий Игоря Чайки, руководителя Департамента аудита Центра налогового планирования "Корпус права". В соответствии с Письмом если стоимость основного средства увеличилась в результате проведения реконструкции или модернизации <1>, а срок полезного использования остался прежним, то, по мнению налогового органа, он все же должен измениться. -------------------------------- <1> Пункт 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ. Логика ФНС проста. Согласно НК РФ расчет суммы амортизации по объекту основных средств производится по норме амортизации, которая определяется из срока полезного использования объекта, который устанавливается организацией при вводе объекта в эксплуатацию <2>. Использование иных показателей при определении нормы амортизации налоговым законодательством не предусмотрено. -------------------------------- <2> Пункты 4 и 5 ст. 259 Налогового кодекса РФ. ФНС поясняет свою позицию на примере. Пример. Первоначальная стоимость основного средства 20 000 руб. Срок полезного использования составляет 48 месяцев. Срок фактического использования до модернизации - 12 месяцев. Сумма амортизации по объекту за время фактической эксплуатации до модернизации - 5000 руб. (20 000 руб. : 48 месяцев х 12 месяцев). Расходы на модернизацию - 10 000 руб. После модернизации ежемесячная сумма амортизации по объекту составит 625 руб. в месяц (восстановительная стоимость 30 000 руб. : 48 месяцев). Учитывая, что остаточная стоимость объекта после реконструкции составила 25 000 руб. (20 000 руб. - 5000 руб. + 10 000 руб.), для полного списания объекта амортизация по нему будет начисляться еще 40 месяцев, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло окончание реконструкции. Таким образом, фактически срок полезного использования составит 52 месяца (12 до модернизации и 40 после), т.е. фактически увеличится. Однако ФНС не учла, что, если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств не произошло увеличения срока его полезного использования, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования <3>. Поэтому во избежание фиктивного увеличения срока полезного использования, который фактически остается неизменным, следует понимать норму о необходимости учитывать оставшийся срок полезного использования <4> как специфическую, дополняющую норму о порядке расчета суммы амортизации, начисленной за один месяц <5>. -------------------------------- <3> Абзац 3 п. 1 ст. 258 Налогового кодекса РФ. <4> Пункт 1 ст. 258 Налогового кодекса РФ. <5> Пункт 4 ст. 259 Налогового кодекса РФ. По мнению автора, производить расчет ежемесячной суммы амортизации после проведения модернизации нужно следующим образом (используются условия вышеприведенного примера): 25 000 руб. : 36 месяцев = 694,44 руб., где 25 000 руб. - остаточная стоимость после модернизации, а 36 месяцев - оставшийся срок полезного использования после модернизации. Также следует помнить, что увеличение срока полезного использования основных средств при реконструкции или модернизации может быть осуществлено только в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство <6>. Поэтому, если предприятием установлены максимальные сроки полезного использования, определенные для амортизационных групп <7> (например, 60 месяцев для объекта, относящегося к третьей группе), то метод, рекомендуемый ФНС, автоматически переносит объект амортизируемого имущества в другую группу, что формально противоречит п. 3 ст. 258 НК РФ. -------------------------------- <6> Абзац 2 п. 1 ст. 258 Налогового кодекса РФ. <7> Пункт 3 ст. 258 Налогового кодекса РФ. И.Чайка Руководитель Департамента аудита Центра налогового планирования "Корпус права" Подписано в печать 04.08.2005 ------------------------------------------------------------------